Наши контакты:
Адрес: г. Брест, ул. Янки Купалы, 20/1
Индекс: 224020
Тел./Факс: 8 (0162) 46-17-87
Тел.: 8 (0162) 46-09-92
E-mail: boiro@brest-region.edu.by
Cхема проезда
Закрыть [X]


Главная | Деятельность | Профильное обучение


Профильное обучение

 
Методические материалы по учебным предметам
размещены в разделе "В помощь учителю"
 
Профилизация образования и его методическое обеспечение
(Выступление ректора ГУО "БрОИРО" на итоговой коллегии управления образования Брестского облисполкома «Об итогах работы системы образования области в 2016 году и задачах по ее совершенствованию в 2017 году», Иванов Ю.А., 27.01.2017)
 
Поскольку институт осуществляет методическое сопровождение профильного обучения, (его организация и обеспечение по-прежнему среди актуальных задач развития общего среднего образования) необходимо сказать о сложившемся положении дел на этом направлении образования Брестской области.
 
В районах и городах области с учетом местных ресурсов созданы свои модели профильного обучения -  в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь  «Об организации в 2016/2017 учебном году допрофильной подготовки и профильного обучения на III ступени общего среднего образования» и с учетом имеющихся в учреждениях образования кадровых и материально-технических условий.
 
Изучение предметов на повышенном уровне  в 2016/2017 учебном году организовано в 220 учреждениях образования. В профильных классах и группах обучаются 4 969 учащихся 10 классов и 4 360 – учащихся 11 классов.
 
Наибольшее количество учащихся проявили интерес к изучению на повышенном уровне учебного предмета «Математика»: оно организовано в 194 учреждениях образования. Вторую позицию занимает русский язык  - в 145 учреждениях; на третьей -  иностранный язык (в 137 учреждениях образования). Белорусский язык на повышенном уровне изучается в 106 учреждениях, биология – в 101, физика – в 94, химия – в 88, история Беларуси в 40, обществоведение  - в 30, всемирная история – в 6.  Сетевая картина профильного обучения по области в 2016/2017 учебном году выглядит следующим образом:
 
Информация об обучающихся в профильных классах
 
Район/город
Количество учреждений, в которых организовано профильное обучение
% 10-ти классников по профилям
% 11-ти классников по профилям
% старше-
классников
по профилям
Барановичский
4
23,4
14,5
18,8
Березовский
13
40,8
31,8
36,0
 Брестский
17
36,6
27,6
32,1
Ганцевичский
9
43,9
25,1
34,7
Дрогичинский
8
68,6
31,9
50,2
Жабинковский
5
61,3
42,9
51,7
Ивановский
8
25,7
22,9
24,3
Ивацевичский
8
46,4
40,7
43,6
Каменецкий
5
45,8
30,6
38,7
Кобринский
15
40,3
48,2
44,2
Лунинецкий
18
41,4
28,8
34,7
Ляховичский
7
54,8
42,3
48,9
Малоритский
3
21,5
32,8
27,3
Пинский
18
27,3
31,4
29,3
Пружанский
11
36,9
32,5
34,6
Столинский
21
26,9
26,7
26,8
г.Барановичи
10
50,2
53,6
51,9
Ленинский
13
52,1
56,2
54,1
Московский
23
57,5
61,3
59,4
г.Пинск
17
74,6
54,5
64,5
 
Наш институт обеспечил учебно-методическое сопровождение вводимого профильного обучения на областном уровне: с заместителями начальников отделов, заведующими учебно-методическими кабинетами и руководителями учреждений образования в августе 2015 года было проведено специальное инструктивно-методическое совещание; в 2016 году на базе ИРО по вопросам профильного обучения проведён областной семинар для 300 педагогов области с участием специалистов Национального института образования, которые рассматривали  содержание и методику преподавания тем на повышенном уровне в секциях «Математика», «История и обществоведение», «География», «Биология», «Иностранный язык», «Химия», «Белорусский язык», «Русский язык», «Физика». Взаимодействие методической службы и методических формирований педагогов в реализации региональной модели допрофильной подготовки и профильного обучения в 2016 году рассматривалось на семинаре заведующих УМК области в Ивацевичском районе. Темы профильного обучения изучаются в институте в каждом заезде учителей-предметников на повышение квалификации в ИРО.
 
В ходе занятий обнаружен ряд проблем, требующих решения на республиканском  уровне.  В частности, пока не разработаны в полном объеме  контрольно-измерительные материалы для изучения на повышенном уровне химии, математики, физики и белорусского языка. Содержание учебных пособий по химии, математике, физике требует дополнения учебным материалом для изучения на повышенном уровне. По ряду предметов наполнение материалом для профильного обучения отсутствует в учебниках последнего поколения, нет дидактических материалов, рекомендованных для использования Министерством образования. Пока не устранено различие в степени сложности содержания плановых контрольных и экзаменационных работ по предметам между обычным уровнем и профильным, между тем как аттестат выпускника профильного класса или группы ничем не отличается от типового и не даёт никаких привилегий.
 
Безусловно, что на втором году освоения региональных моделей профильного обучения на 3 ступени общего среднего образования более ощутимым должен быть вклад в этот процесс учебно-методических кабинетов области, но  в данном случае надо учитывать и то, что период введения профилизации совпал с большим объёмом работы по приданию методическим службам области статуса юридического лица. Поэтому в 2017 году учебно-методическим кабинетам надо сделать всё возможное, чтобы более продуктивно, с направленностью на допрофильную подготовку и профильное обучение в городах и районах области стали работать проблемные и творческие группы учителей: эти методические формирования способны определять наиболее эффективные методики и формы профилизации учащихся, иные модели взаимодействия с родителями в профориентации, осуществлять мониторинг обучения на повышенном уровне, обогащать дидактическую базу профильного обучения по своим предметам.
 
Уместно озвучить ещё несколько мыслей относительно профильного обучения в пределах образовательного пространства Брестской области. Далеко не всеми педагогическими коллективами и их руководством осознан принципиальный тактический момент – качество профильного обучения зависит от того, как школа настроила каждого избравшего профиль ученика  на допрофильном этапе: теперь уже в 5 классе у учащихся должен формироваться контур  профессионального будущего, осознаваться реальные образовательные потребности,  разграничиваться «Я хочу» и «Я могу».  В  подготовку детского интеллекта и психики  к предстоящему выбору профиля и увлечению этим профилем  именно на II ступени - в равной мере с учащимися - надо привлекать еще не определившихся заранее родителей. По допрофильной подготовке, в соответствии с последним письмом Министерства, большой пласт работы возложен на психолого-педагогические службы, на них делается не меньшая ставка, чем на учителей: 6 (шесть)  направлений особой деятельности. Она требует глубокого и конкретного уровня специальных компетенций школьных психологов и социальных педагогов. Их формирование – безусловная задача и методических служб и формирований области, и Брестского областного ИРО.
 
Увлёкшись сегодня явной направленностью знаний на род и вид профессиональной деятельности, учащимся важно не потерять знания базовые, универсальные, общеразвивающие, без которых трудно представить любого специалиста, а педагогам – не «законсервироваться", не «застояться» в знаниях специализированных.  Здесь просто необходим поиск  разумного баланса, и это – тоже задача и для учительства, и для образовательных структур, отвечающих за профессиональное развитие педагогов.
 
Хочу также напомнить: на специально выделенной секции августовской научно-практической конференции в 2016 году в отношении набирающего ход профильного обучения зафиксирован факт изолированности: каждая школа сосредоточена на реализации своих избранных моделей профилизации, пока не предвидя, что завтра они могут измениться. Усилия методических служб области и ИРО в 2017 году надо сосредоточить и на преодолении изоляции, активном обмене практическими наработками в учреждениях общего среднего образования.
 
Брестским областным ИРО в 2016 году много сделано на направлении взаимодействия с методическим службами области: разработана и введена в действие консолидирующая эти структуры «Концепция непрерывного информационно-аналитического и методического обеспечения образования Брестской области», по кластерному принципу с центром в ИРО создана областная методическая сеть, с февраля 2017 года начинает свою работу областной методический совет. Но есть ряд проблем функционирования кабинетов, которые необходимо решать в течение этого и последующих лет:
 
- по-прежнему, несмотря на то что каждый учебно-методический кабинет  юрлицо должен руководствоваться положениями Устава, на деле нет четкого разграничения функций между специалистами отдела образования, спорта и туризма методистами УМК(оптимизация аппарата управления отделов привела к тому, что методисты  кабинетов осуществляют ряд функций специалистов); есть случаи, когда отделы образования, спорта и туризма вменяют УМК такие функции как трудоустройство выпускников, всеобуч, преступления и правонарушения обучающихся, подвоз учащихся, вторичная занятость, сбор вторсырья; таким образом,  в работе методистов пока преобладает не методический, а организационно-методический аспект работы.
- по-прежнему не решается вопрос целесообразности в структуре кабинетов сектора охраны детства: де-юре методисты подчиняются заведующему УМК, а де-факто – специалисту отдела, ведущему вопросы охраны; в содержании деятельности методистов сектора на практике отсутствует методическая составляющая.
 
 
 
 

Image1
 
 
 

Конкурсы


"Бобёр-2017"

 

IT-Граница

 

Последние изменения

[04.10.17] Обновлен раздел "Дошкольное образование"

Новости

11.10.2017
Павышаная ўвага – прафарыентацыі асаблівых дзяцей

Прафарыентацыя дзяцей з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця – адзін з важных напрамкаў работы Цэнтра карэкцыйна-развіццёвага навучання і рэабілітацыі Ляхавіцкага раёна. Дзейнасць у гэтым напрамку ажыццяўляецца ў цесным узаемадзеянні з установамі і арганізацыямі соцыуму.

подробнее...

11.10.2017
Ствараем прафесійную сеткавую суполку

Многія людзі вядуць дзённікі. У дзяцей гэта сшытачкі з рознымі каляровымі надпісамі, малюнкамі і ўклейкамі, дзе запісваюцца душэўныя перажыванні. Дарослыя часта перастаюць весці дзённікі з-за недахопу часу, а калі і вядуць, то дзеляцца з ім жыццёвымі перашкодамі і радасцямі, дасягненнямі і праблемамі на рабоце, захапленнямі і інш. А што рабіць, калі чалавеку патрэбна парада ці нехта хоча прапанаваць сваю дапамогу? Выйсце ёсць – блог. Асабліва карысным ён з’яўляецца для цяжкай настаўніцкай працы.

подробнее...

10.10.2017
Будучыя мытнікі

Па ініцыятыве Брэсцкай мытні і Брэсцкага гарвыканкама ў сярэдняй школе № 1 абласнога цэнтра пачаў працаваць мытны клас.

подробнее...

09.10.2017
Ад інавацыі – да якасці адукацыі

На Ляхавіччыне ўпэўнены, што інавацыйная дзейнасць – адзін з асноўных спосабаў мадэрнізацыі не толькі асобнай установы адукацыі, але і сістэмы адукацыі раёна ў цэлым. Дзейнасць школы ці дзіцячага садка ў рэжыме інавацыі – умова эфектыўнага развіцця творчага патэнцыялу педагогаў. Сучасныя настаўнікі і выхавальнікі павінны ісці ў нагу з часам, знаходзіцца ў пастаянным пошуку новых і цікавых метадаў педагагічнай дзейнасці.

подробнее...

06.10.2017
З улікам рэгіянальных запытаў у працоўных рэсурсах

- Прафарыентацыйная работа з’яўляецца важным звяном школьнай адукацыі, бо звязвае яе з эканомікай, а патрэбы вучняў – з іх будучыняй, - гаворыць начальнік аддзела адукацыі, спорту і турызму Баранавіцкага райвыканкама Сяргей Міхайлавіч Вінаград. – Для паспяховага развіцця грамадства неабходна, каб кожны выпускнік школы знаходзіў прымяненне сваім інтарэсам і схільнасцям, не губляў дарма час, сілы і сродкі ў пошуках месца на рынку працы, адчуваў задавальненне ад работы па прафесіі. Не менш важна і тое, каб, атрымаўшы запатрабаваныя спецыяльнасці, выпускнікі сельскіх школ вярталіся на малую радзіму і замацоўваліся ў рэгіёнах, забяспечваючы дастойную змену сённяшнім працаўнікам сяла.

подробнее...


 

Полезные ссылки:

Министерство образования Республики Беларусь

HitMeter